Следуя связанным с Марией течением Церкви, кармелиты также развивали традицию молитвенных антифонов. Некоторые из них они переработали для своих нужд, другие составили сами. Однако из всей богатейшей коллекции, в сердца кармелитов запал особенно один, Flos Carmeli: Цвет Кармеля,/ Ветвь Плодоносная,/ Неба отблеск,/ О, Венценосная! /Дева-Матерь, /Матерь, кротость, /Мужа не знавшая,/ Кармелитам милостью ставшая,/ Звезда над морем./ И если спросить о причине такого выбора, то ответ очевиден. Flos Carmeli описывает исторический опыт Ордена Кармеля, который доверил свою судьбу Марии и не ошибся. Этот антифон, словно семейный фотоальбом со старыми фотографиями, к которому мы возвращаемся со слезами на глазах и ностальгией в сердце, потому что он напоминает о временах неуверенности и страдания, но также и о времени радости и торжества. Содержание антифона – это своеобразное признание в сыновней любви Кармеля к Той, Которая его никогда не оставила.
Мы не знаем точно, когда и кто его составил. Легендарная традиция гласит, что им молился св. Симон Сток, генерал Ордена, живший в тринадцатом веке, который получил от Марии привилегию скапулярия. В действительности же он появился на рубеже XIV и XV веков, как следствие молитвенного размышления над событиями первых веков кармелитской истории. Он описывает опыт палестинских истоков Кармеля и тяготы его борьбы за выживание в новой, европейской среде.
„Цвет Кармеля” и „Ветвь Плодоносная” вызывают в воображении колыбель Ордена – богатые плодоносными виноградниками и всевозможной растительностью, очаровательные в нежной красоте склоны горы Кармель. Пустынники отнесли всю эту красоту к Марии, описывая с её помощью мистическую тайну глубины души Марии. Прекрасные и разноцветные цветы холмов говорили о неисчислимых благодатях, которые Творец излил на Неё. Плодородие виноградников изображало тайну Её непорочного лона, принёсшего Плод Совершенный – Иисуса Христа.
Следующие восклицания – „Неба отблеск ”, „О, Венценосная”, „Дева-Матерь”, „Матерь, кротость”, „Мужа не знавшая” – отражают всё то, что Церковь, а вместе с ней и кармелиты, почитает и чем восхищается в Матери Иисуса. В них Орден прославляет Бога, Который сохранил Марию от первородного греха, за привилегию Её Непорочного Зачатия; восхваляет Её девственную чистоту, которую Она сохранила до, во время, и после рождения Иисуса; почитает Её исключительную нежность, чуткость и доброту, которыми Она окружает приходящих к Ней странников этой земли; взирает, наконец, на Её славу, украшающую небеса, в которой тоже желает участвовать.
Воззвание „Кармелитам милостью ставшая” скрывает в себе историю печальной борьбы Ордена за обретение собственного места в общине Церкви и за признание его Устава, о чём Закон и просил Матерь милосердия в первых веках своего существования. Оно обращается также к традиции кармелитского скапулярия, который – как дар Марии – вырастает из доверчивой просьбы о сохранении Ордена от опасностей. По этой причине старинная версия антифона содержит воззвание: „Детям Кармеля дай привилегии”.
Наконец, воззвание „Звезда Моря” дышит надеждой и оптимизмом. Звезда моря является звездой мореплавателей. Когда они видят её свет, они спокойны и уверенны в том, что прибудут к цели путешествия. Корабль Кармеля, плывущий сквозь времена и поколения, взирает с надеждой на свет Марии, уверенный, что, направляясь к нему, счастливо доплывёт до порта вечности. Покидая Палестину, первые кармелиты часто садились на настоящие корабли, плывущие к Европе. Не зная, что их там ожидает, они обращали свои взоры к Утренней Звезде, спокойно плывя по морю надежды.
(На основе книги "МАРИЯ В ЖИЗНИ КАРМЕЛЯ", о. Ежи Зелиньский OCD)