Молиться вместе со святой Терезой Иисуса - Karmel Karaganda Kazakhstan

Перейти к контенту

Главное меню:

Молиться вместе со святой Терезой Иисуса

Молитва

Дорогие читатели!

Святая Тереза Иисуса является 1-ой женщиной в истории Церкви, провозглашённой Учителем Церкви. Умирая, Тереза с гордостью говорила, что она — «дочь Церкви».
К сожалению, ещё очень мало из её многих произведений  переведено на русский язык, и поэтому, пытаясь как-то приблизить её к вам,  сегодня мы остановимся, на самом главном — на молитве. Нашу Святую называют наставницей молитвы; можно было бы добавить, что она — как мать, которая помогает делать первые шаги на пути совершенства и учит, раскрывая без остатка все «свои секреты», как соделать, чтобы жизнь и молитва были одно.


  • Молитва это дружеское общение с Господом

  • Всеобщий призыв к молитве

  • Верность  молитве

  • Образ молитвы в тишине

  • Почитание Евхаристии

  • Почитание Человеческой Сущности Христа

  • Духовное чтение

  • Молитва учит смирению

  • Молитва благодарения

  • Молитва и заповедь любви

  • Молитва это путь единения с Богом

Молитва –это дружеское общение с Господом

Комментируя святую Терезу Иисуса о. Томас Альварес OCD пишет: «Тереза уверена в том, что решающее состязание она выиграла в тот момент, когда, в конце концов, превратила свою жизнь в молитву, и с этого момента начала переживать дружбу с Богом. Она неустанно повторяла, что молитва основывается, в большей степени, на развитии отношений с Богом. И тут не столь важно то, «о чём я говорю...», сколько то, «с Кем...» я общаюсь».

«Молясь…, я знаю и чувствую, что беседую с Богом и больше внимания обращаю на Его Божественное Присутствие, нежели на слова», — пишет св. Тереза. Я думаю, что для христианина молитва должна быть так же необходима, как воздух для жизни человека, как биение сердца… «думай о Боге чаще, чем дышишь» — говорили святые. Кажется, в переводе с арабского слово «человек» означает «существо забывающее», и поэтому очень важно напоминать себе о Присутствии Того, Кто единственный действительно «Есть Сущий», а на современном языке можно сказать, что Иисус есть истинная Реальность.

Мы христиане призваны подражать Христу, молящемуся с Сыновним доверием в непрестанной беседе с Отцом, так как все мы являемся детьми Единого Бога. Наша Матерь Тереза говорила, что:«Молитва – это близкое общение между друзьями, частое пребывание в уединении с Тем, Кто, как мы знаем, любит нас» (К.Ж. 8, 5). Молитва — это дружеское общение Бога с человеком, она является историей их дружбы. И эта дружба должна быть найдена, должна развиваться и созревать, а это зависит и от нас, от исполнения нами 5-ти основополагающих условий:
встреча (предполагает две личности);
знакомство (познавание друг друга);
любовь (выражается в преданности);
присутствие (и телом, и душой);
согласие воли (на волю Божью).

Всеобщий призыв к молитве

Господь по-разному ведёт каждого Своего ближнего, но всем говорит одно: «Жаждущие! Идите все к водам» (Ис. 55,1)…, «Кто жаждет, иди ко Мне и пей...» (Ин7, 37)… «знайте о том», — комментирует Тереза — что Господь всех призвал, что каждый, кто жаждет, только бы он не утомился в пути, доберётся до этого Источника и «Воду живую» получит из Источника» (ср. Ин 4, 6-15).     У святой Терезы с детства в доме был образ Иисуса, беседующего с Самарянкой, и её детской молитвой (хотя она и признаётся в том, что не до конца понимала), была просьба: «Господи! Дай мне этой воды живой…». Здесь дело заключается в том, чтобы действительно иметь эту жажду Бога.

Она пишет:«не бойтесь вступить на этот путь, это — царский путь в небо, величайшее сокровище сокрыто на нём, не удивляйтесь, что всё это будет дорогого стоить. Придёт время, и мы убедимся, до какой степени всё, что бы мы ни сделали для приобретения этого сокровища, является почти ничем... Тогда у тех, которые жаждут этой «воды живой» и хотят идти путём, к ней ведущим, пока не дойдут до Самого Источника, может возникнуть вопрос «с чего начать?»… Думаю, что всё заключается в том, чтобы приступить к делу (к молитве) с непоколебимым решением, что они не отдохнут пока не будут у Цели. И пусть придёт всё, что хочет; пусть болит, как хочет; пусть говорят, кто хочет, пусть собственная неспособность стенает: «не выдержишь..., не дойдёшь..., умрёшь в пути…; пусть говорят, что достаточно читать только «Отче наш» и «Радуйся. Мария»…, (в другом месте, в книге «Путь совершенства» Тереза объясняет что, чтобы читать устные молитвы, надо это делать осмысленно и с сердцем, а не только устами, и заканчивает эту книгу прекрасным комментарием молитвы Господней «Отче наш…»), а другой путь опасен… Недостаток смирения и других добродетелей — это действительно опасность, а чтобы молитва могла быть кому-то опасна — не дай Бог так думать…

Благодаря внутренней молитве, открывается шанс истинного обращения… Какова же должна быть молитва у всех — устная или внутренняя?... Нужна и одна, и другая формы. Созерцание является даром Божьим, и Бог даёт его кому хочет, и, стало быть, оно не является обязательным условием для спасения; не стяжать его (созерцания) силой и необязательно можно его испросить. И без созерцания можно быть совершенным, если мы исполняем то, что должны. Вождь наш небесный знает всех нас, и каждому указывает его пост на фронте по его способностям, только надо, чтобы мы были готовы, иначе минует нас почётный призыв…».

Верность  молитве

Тереза часто подчёркивает значение и важность добродетели мужества и непоколебимой решительности (настойчивости) быть верными молитве.
Впериод молитвенной сухости, который длился у св. Терезы почти 20 лет во время её жизни в монастыре Воплощения в г. Авила, где-то в середине этого времени, Тереза решила оставить молитву размышления, так называемую, умную молитву, потому что видела, что остаётся неверной Богу. Об этом прекращении молитвы, которое длилось год с лишним, она сама в последствии говорила, что это было величайшим искушением, ложным смирением. Не надо ждать, пока мы вдруг станем совершенными своими силами, надо просто со смирением Магдалины, Самарянки, Хананеянки приходить к Иисусу и просто довериться Ему.

«Я полагаю, —пишет святая —что благодаря молитве, если душа сохранит в ней верность, несмотря на грехи, искушения и падения всевозможными способами, которые внушает лукавый, Господь, в конце концов, приведёт её к гавани спасения. Здесь нечего страшиться, и не сомневайся, избери Бога как Друга и настойчиво возобновляй этот свой выбор день за днём, осознавая незаслуженность этого дара дружбы с Богом».

Из всего сказанного следует, что необходимым условием для молитвы в тишине, является решимость молиться каждый день и определить время в течение дня для пребывания с Богом, и не забирать обратно у Него этого времени, «оно уже принадлежит Другу».

Образ молитвы в тишине

Итак как святая предлагает молиться? Она прошла все степени молитвы от устной молитвы, размышлений, мистических восхищений, до вершины христианской мистики —духовного супружества, где воля человеческая сливается воедино с волей Божией. Но характерной чертой терезианской молитвы является «войти внутрь себя (сосредоточится) вместе со своим Богом» («Царствие Божие внутрь вас есть» говорит Спаситель /Лк. 17, 21/); далее Тереза пишет:«представьте себе, что душа это дворец... и в нём обитает Царь, восседающий на троне, которым является ваше сердце; и общайся с Тем, Кто является Царём твоей души... и смотри на Него, изливай перед Ним своё сердце, просто будь с Ним и для Него..., удаляйся почаще в уединение и не оставляй надолго Такого сладкого Гостя, присутствующего внутри тебя…Когда стоите на молитве —предлагает она —осознайте перед Кем стоите»… Осознавайте Его величие, всемогущество, святость, а после, осознайте кем являетесь вы —свою малость, грешность, неверность, и попросите прощения. Идалее предоставьте себя Святому Духу, дабы Он помог  умиротворить все мысли, разум, волю, память, чтобы сосредоточить их на присутствующем внутри нас Боге».

«Что же касается меня, признаюсь, что я никогда не знала, чем является хорошая молитва, пока меня Господь Сам не научил», —пишет святая. «Из этого упражнения сосредоточения внутрь себя, я стольких благ снискала, что не в состоянии в достаточной мере выразить свою благодарность Богу».

Почитание Евхаристии

Святая Тереза имела огромное почитание к Пресвятым Дарам. Почти все благодати и вдохновения, которыми Господь одаривал её были  после принятия Святого Причастия.
Всвязи с лютеранской Реформацией, когда происходили осквернения Пресвятых Даров, она сама дежурила у Дарохранительницы, а по ночам нанимала сторожей и, бодрствуя, присматривала из своей кельи. Тереза советует: «Когда вы приняли Святое Причастие, и имеете Самого Господа в Его Собственной  Личности в вашей душе, постарайтесь тогда закрыть глаза тела вашего, а очи души открыть и глядите на Него, обитающего в центре вашего сердца… Я не требую от вас ни величайших о Нём размышлений, ни напряжённой работы ума, ни приобретения прекрасных, возвышенных мыслей и чувств —желаю только, чтобы вы на Него глядели… Когда приобретёшь навык постоянно пребывать в Его присутствии, а Он увидит, что ты делаешь это с любовью и стараешься во всём угодить только Ему, тогда уж от Него, как говорится, не отвяжешься…; Говорите с Ним как с Отцом, или как с Братом, как с Господом, один раз так, другой —иначе…, пребывайте в молитве с твёрдым постановлением и горячим желанием хотеть научиться тому, чему Он вас будет учить…».

Почитание Человеческой Сущности Христа

Святая предлагает размышлять во время молитвы о тех тайнах Спасителя, которые соответствуют теперешнему нашему настроению, она говорит, что Господь здесь, как «супруга», готовая угодить своему супругу: улыбается, когда муж весел, имеет грустный вид, когда он печален.  ИГосподь точно также ведёт Себя с нами. Итак, если тебе грустно, гляди на Страдающего Христа, размышляя над Страстными тайнами; если радостно, думай о Воскресении Спасителя, размышляя о Славных тайнах и о том, в какой славе мы призваны участвовать.
Ещё особенной чертой терезианской молитвы является любовное внимание и сосредоточение на Святом Человеческой Сущности Христа. Тереза с раннего возраста имела обыкновение перед сном размышлять о Гефсиманском борении Иисуса, тем самым, испрашивая индульгенции (отпущения вин для усопших).

Она писала: «Человечество Христа —это неисчерпаемый источник для созревания в любви, это врата, ведущие к злачным пажитям созерцания… Влюблённые в Его Человечество, те, кто страстно стараются всегда пребывать в Его обществе и действительно возлюбили Господа, Которому стольким обязаны, те уже, по-моему, далеко преуспели… Этот способ постоянного памятования о Его присутствии полезен на любом этапе внутренней молитвы, и является надёжным средством к преуспеянию… Молитва - это дверь, через которую Бог хочет уделять нам великие дары, но если эта дверь закрыта, то и не знаю, как Он мог бы уделять эти дары».

Духовное чтение

Также хорошим помощником в молитве приобретённого сосредоточения является духовное чтение, она сама писала, что до того как Господь начал уделять ей  сверхестесвенную молитву, просто не могла молиться если рядом не лежала подмога  под видом книги, даже если случалось,что она не заглянет в неё во время молитвы или прочитав совсем немного тут же сосредотачивалась. Чтение  Святого Писания или другие душеспасительные книг о молитве и о подвигах святых позволяет нашему разуму кормиться этой духовной пищей и не блуждать бессмысленно и  особенно пригодно в периоды сухости.Иещё Тереза даёт совет, чтобы всегда иметь при себе иконку, наиболее любящую, созерцание которой воспламеняло бы благочестие помогая  особенно тем, у кого слабое воображение.

Молитва учит смирению

Познание сей истины «Кем является Бог», «пред Которым я стою» (ср.
3 Царст. 17, 1б), а «кем есть человек» является  молитвой смиренной.
«Старайтесь, —просит Матушка Тереза своих духовных дочерей:
1) всегда иметь чистую совесть;
2) укрепляться в смирении;
3) всё мирское почитать тщетою;
4) непоколебимо верить всему, чему учит Святая Церковь
и будьте уверенны, что вы на хорошем пути».

В молитвенной жизни бывают такие искушения, как то, что мы желаем то здоровья, чтобы иметь силы на молитву, то тишины и одиночества для большего сосредоточения и других выгод, а суть ведь в том, чтобы всё и всех принимать, как Божье изволение:«вот теперь день спасения…, доколе можно говорить ныне» (ср. 2Кор. 6, 2в и Евр. 3, 13б) и всё использовать, как средство для молитвы, а тем самым, приучаться жить в Его присутствии. Тереза говорила, что «жизнь, полная удобств, и молитва не совместимы друг с другом…, посмотрите на Распятого, и всё покажется вам лёгким… Истинная молитва соделывает человека смиренным, а человек кроткий не перестаёт утешаться возможности научаться путям молитвы… Как-то я задумалась, почему Господь так сильно любит добродетель смирения - и перед глазами встала такая правда, что Бог есть высочайшая Истина, а смирение есть ничто иное, как хождение в правде. Не существует истины большей, чем та, что мы сами по себе ничего не имеем доброго, что нашим является лишь нищета и ничтожество. Кто этого не понял, тот ходит во лжи, а кто искренне признаёт эту истину, тот в этом познании себя становится благоугодным высочайшей Истине.

И дай нам Боже, чтобы мы не потеряли из вида это истинное познание самих себя. Аминь». Аглаза на это нам откроет Тот, Кто воистину «кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 29б). Далее она продолжает: «не существует такой высокой ступени молитвы, с которой не нужно было бы вновь часто возвращаться к началам молитвенной жизни; память о своих грехах и о собственном ничтожестве - это хлеб, с которым должно вкушать все, даже самые прекрасные яства, на этом пире внутренней молитвы; без этого хлеба жить невозможно… нет такой царицы, которой так легко и охотно поддался бы наш Царь, как смирение; смирение низвело Его с неба в лоно Девы;и через смирение  мы тоже с лёгкостью низведём Его в наши души».

Молитва благодарения

«Царь наш тому только поддастся, кто полностью, всецело отдастся Ему...». Учиться молиться у Учителя нашего Иисуса Христа —это также учиться благодарить: «и, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою… И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им...» (Лк. 22, 17. 19).

«Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим… (Ин. 6, 11)».
Благодарить —это уметь увидеть доброту и заботу Бога о нас. Это —уметь быть благодарным за дар жизни, за родителей и близких, за дар веры, за таинства, за Церковь, и даже, казалось бы, за повседневные «мелочи». Уметь поблагодарить за природу, с какой мудрой любовью создал её Творец на радость нам, сколько восхитительных тайн она содержит в себе, безмолвно проповедуя о великих делах Божьих, благовествуя просто своей красотой, о существовании Высшей Красоты.  
Кпримеру, Тереза тоже восхищалась великолепием мироздания, черпая образы для объяснения молитвы из самой природы и писала, что душа это —сад, в котором прогуливается наш Садовник и наше дело —ухаживать за ним, поливать, то есть молиться и упражняться в добродетелях так, как того желает Хозяин виноградника.

С момента своего обращения Тереза всё время замечает, что она не в силах отблагодарить Бога за все те милости, которыми Он её одаривал, и вся её жизнь, можно сказать, —это благодарение. Она учила сестёр всегда быть благодарными за всё всем своим благодетелям (так как Орден босых кармелиток является нищенствующим, т. е. живёт за счёт пожертвований), а уж тем более, прославлять самого главного Благодетеля, «от Которого исходит всякое благо».

Молитва и заповедь любви


Одним из главных критериев истинной молитвы и любви к Богу является любовь к ближним:«Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1Ин 4, 20).

Мы в Кармеле во время наших молитв в тишине молимся вместе перед Пресвятыми Дарами в монашеском хоре —это обязательное условие, выраженное в наших конституциях по желанию нашей Основательницы. Также в расписании дня установлено время сестринского общения (рекреация), когда присутствие всех сестёр   тоже является  необходимым услоием: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди вас, говорит Господь». Тереза говорила, что когда ты в уединении тебе может казаться, что уже достигла какого-то совершенства, а придёшь на рекреацию —и становится ясно и видно каково твоё «совершенство»... Отец Гвидо Стиниссен, босой кармелит, говорит, что:«молитва —это мост, соединяющий два берега, человека с Богом, стоящий на трёх столбах; посередине –любовь к ближним, а по бокам —смирение и самоотречение».
Тереза пишет:«Такой вот великой является любовь Божья, которой Его всемогущество одаривает нас, что в вознаграждение за любовь, которой мы одариваем ближних, Он устрояет так, что любовь к Нему возрастает в нас всевозможными способами». Характеристика, что значит любить у св. Терезы: «Твоя воля, Боже, да исполняется всегда во мне и как Тебе благоугодно; если Ты хочешь, чтобы я жила посреди мучений, даруй силы их вынести и пусть приходят, если посреди преследований, болезней, недостатков я не отвращусь пред ними, мой Отче. Распоряжайся мною, как Тебе благоугодно, как вещью, Тебе принадлежащей… Любовь представляется мне как бы стрелой, пущенной волей...».

Молитва –это путь единения с Богом

Молитва помогает распознавать Волю Божию, принять её и исполнить: «Не Моя воля, но Твоя да будет..» (Лк. 22, 42) молился Сын Божий. Тереза спрашивает: «Как вы думаете, чем является Его воля?... Вот чем —чтобы мы всецело были совершенны и чтобы мы достигли того, дабы стать с Ним едино…», «Придём к нему и обитель у него сотворим» (ср. Ин. 14, 23).

Вершина христианской молитвы —это единение души с Богом, и как Господь открыл Терезе это единение души с Богом, она описывает следующим образом: «душа способна объять и обладать многим сразу; мне кажется, что нечто подобное происходит и со мной, как тогда, когда вода проникает и впитывается в губку. Подобным образом моя душа  наполняется Божеством, и я как бы утопаю в Нём и имею в себе три Божественных Лица. Тогда же я услышала ещё такие слова: «Не тщись заключить Меня в себе, но старайся, чтобы ты заключилась во Мне». При сём мне казалось, что я вижу три Божественных Лица, обитающими внутри моей души».

Представьте, что если каждый молящийся христианин будет подобен такой «губке, наполненной Богом», то где бы он ни был и с кем бы он ни общался, он везде будет оставлять след Божьей любви, доброты, мира и истинной радости, а тем самым, будет «заражать» мир Богом, и глядишь, « все мы придём к познанию истины во Иисусе Христе», и исполнится воля Божья, чтобы «Бог был всё во всём». Есть пословица «дурной пример заразителен», а можно с уверенностью сказать, перефразируя, что святой пример заразителен ещё больше, иначе не было бы стольких святых людей, которые жили, подражая Иисусу Христу и Его Матери, и зажигаясь примерами Его ближних, воплощали в своей жизни слова Господни, каждый согласно своему дару, который получил.

«Чего ради молиться в тишине, в уединении- пишет о. Гвидо Стиниссен ОСD,  и отдавать молитве такое драгоценное время?... Такое множество дел… Думается, что всё зависит от того, насколько нам хочется, чтобы Христос присутствовал в нашей жизни. Молитва Присутствия (нашего личного присутствия «всем сердцем» и Его Присутствия «Я с вами до скончания дней» (Мф 28, 20)) является моим любовным ответом Тому, о Котором, я распознаю через веру, что Он любит меня, и позволяю Ему насытить меня Своей любовью».

Счастлив тот человек, который знает, что он любим. Современный мир полон какого-то пессимизма и постоянной депрессии или апатии от того, что не хочет поверить, что он любим Богом, и от этого пропадает истинная радость жизни. Когда знаешь, что ты любим, то начинаешь тоже любить, а «любить —это дарить себя без меры» Богу, ставшему Сыном Человеческим, и людям.
Все мы когда-нибудь умрём, и наша земная жизнь —это подготовка ко встрече со Христом-Женихом в небе, где мы «вечно с Ним будем». Невеста когда  готовится к свадьбе, заранее думает о наряде, причёске и размышляет об этом очень долго, для того, чтобы только один день быть невестой. Из учительства Церкви мы знаем, что человеческая душа —это невеста, которая изначально призванная быть невестой навеки, а не на один день, и это удивительно прекрасно!!!

Пусть память об этой благой вести помогает нам помнить о нашем вечном предназначении и всеми силами готовиться к вечной радости с Богом, делясь этой радостью с окружающими. Порадуемся же вместе со словами Терезы: «О, какое же будет счастье в момент нашей смерти, когда мы смогли бы сказать себе, что мы превыше всего любили Того, Который ныне нас будет судить… Когда я слышу как часы пробивают час, душа во мне радуется при мысли, что хоть на столько я ближе к лицезрению Бога, что хоть на столько мне остаётся меньше жить».

Желаю счастливого пути в этом паломничестве к Небу.

Босая кармелитка
Кармеля г. Караганды


/Перевод цитат из произведений Святой  Терезы Иисуса с польского языка - собственный/

 
_______________________________________________________________________________________________________
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню