История и искусство - Karmel Karaganda Kazakhstan

Перейти к контенту

Главное меню:

История и искусство

Орден
  • Г. Кармель

  • Кармелиты

  • История

  • Босые кармелиты

  • Босые кармелиты в Восточной Европе

  • Искусство

  • Искусство – босые кармелиты


КАРМЕЛЬ, Кармил (древнеевр. Karmel, hak-Karmel - фруктовый сад, виноградник; греч. Κάρμηλος, Χερμέλ; лат. Carmelus, Chermel) - горный массив в-->Палестине, состоящий из ряда холмов, протянувшихся более чем на 30 км с северо-запада на юго-восток от Средиземного моря (сев. берег бухты Акко) до равнины Дофан; также название монастыря-->кармелитов и-->кармелиток. Свое название К. получил по имени самого высокого горного хребта (546 м над уровнем моря). Вдоль горной цепи простираются важные для всей истории ВЗ перевалы Йокнеам, Меггиддон и Ивлеам. Богатая растительность К. привела к появлению в поэтических текстах ВЗ метафор, осн. на красоте и плодородии этих гор (Песн 7, 6; Ис 35, 2; Иер 50, 19).
В эпоху исхода евреев из Египта К. был заселен хананеями (Ис Нав 12, 12). По К. проходили границы между землями колен Асира, Манассии, Иссахара и Завулона (Ис Нав 17, 11; 19, 11.26). Во время 4-го воен. похода ассир. царя Салманасара III против Дамаска (ок. 841 до н.э.) его войска, вероятно, достигли предгорья К., которое было границей между Израилем и Тиром. Когда царь Тиглатпалассар III в 733 до н.э. основал здесь провинции Магидду, Галаза и Дуру, Израиль потерял господство над К.
С древних времен К. имел авторитет «святой горы». Пророк-->Илия вступил на К. в противостояние со жрецами Ваала (1 Цар 18, 21-39). На К. укрывался пророк-->Елисей (4 Цар 2, 25; 4, 23). Возможно, остатки культа Ваала нашли отражение в эллинистическое время в культе Зевса на этой горе: греч. писатель IV в. н.э. Скилакс Кариандский упоминает «гору К. со святилищем Зевса»; рим. имп. Веспасиан и Траян приносили на К. жертвы Зевсу Гелиопольскому.
В VII-XII вв. на скалах К. устраивали обители греч. монахи (известно о существовании там монастыря Св. Маргариты). На исходе XII в. на зап. склоне К. поселилась группа лат. монахов-отшельников, положивших начало Ордену кармелитов. Нынешний монастырский комплекс Св. Илии Пророка, включающий базилику Стелла Марис (Путеводная Звезда), был открыт в 1836.
Лит-ра: Kopp C. Elias und Christentum auf dem Karmel. Paderborn, 1929; Avi-Yonah M. Mount Carmel and the God of Baalbek // Israel Exploration Journal 2 (1952), 118-124; Baly D. The Geography of the Bible. NY., 1957, p. 136-137; Du Buit M. GОographie de la Terre Sainte. P., 1958, p. 65-66, 107; McGough C. // NCE 3, 113-114; Aharoni Y. Mount Karmel as Border // ArchКologie und Altes Testament: Festschrift K. Galling. T., 1970, S. 1-7; Friedman E. I primi carmelitani del monte Carmelo. R., 1987; Filek J. // EK 8, 802-803; Horwitz L.K et al. Subsistence and Environment on Mount Carmel in the Roman-Byzantine and Medieval Periods: The Evidence from Kh. Sumaqa // Israel Explanation Journal 40 (1990), 284-304; Dorsey D.A. The Roads and Highways of Ancient Israel. Baltomore-L., 1991, p. 124-127; Bohlen R. // LThK 5, 1251-52; Il Carmelo in Terra Sancta dalle origini ai giorni nostri. Arenzano, 1994.

КАРМЕЛИТЫ
Монаш. орден, связанный традициями с духовностью монахов-отшельников (-->эремиты) с горы   --> Кармель и признающий своими небесными покровителями пророков-->Илию и-->Елисея, а также св. Илариона Великого (IV-V в. н.э.); в результате реформы ордена во 2-й пол. XVI в. от К. отделились

т.н. босые К., образовавшие самостоятельный орден. Ныне оба ордена относятся к числу-->нищенствующих орденов. Совр. офиц. название К. - Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Ordo Fratrum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo, OCarm, OC), босых К. - Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Ordo Fratrum Discalceatorum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo, OCD).


ИСТОРИЯ
 
В сер. XII в. во времена крестовых походов в Св. Землю из Зап. Европы прибыли монахи и рыцари, которые поселились на склонах горы Кармель и стали вести отшельнический образ жизни, пребывая в покаянии и молитве; некоторые из них приносили обет послушания местному епископу. Многие монахи принимали на себя обязанность посещения святых мест, прежде всего в Иерусалиме.
Формально орден К. был учрежден крестоносцем Бертольдом Калабрийским (ум. в 1195), по просьбе которого патр.-->Альберт Иерусалимский в 1209-14 составил устав, утверждавший правила монаш. жизни К. Канон. силу этот устав обрел после его одобрения в 1226 буллой  Ut vivendi normam  Папы-->Гонория III. Глава ордена должен был избираться большинством голосов. К. надлежало жить в уединенных кельях, в послушании и целомудрии, соблюдать строгие посты и практику молчания.
При поддержке Папы общины К. впоследствии возникли в Тире, Акке, Иерусалиме и др. местах Св. Земли (всего ок. 70). Поражения крестоносцев от сарацин в 1238-41 привели к частичному разрушению монастырей К., а после падения-->Иерус. королевства (1291) - к эмиграции К. В 1240-е обители К. были основаны на Сицилии, а до конца XIII в. - в Англии (Кембридж, Лондон, Йорк, Оксфорд и др.), Франции (Монпелье, Париж, Мец, Авиньон и др.), Италии (Пиза, Палермо, Флоренция, Неаполь и др.), Испании (Толедо, Валенсия, Барселона и др.), Германии (Вюрцбург, Кёльн и др.). Обители К. были объединены в провинции (в 1291 их было 10).
Первый ген. настоятель ордена Симон Сток (ум. 16.05.1265, причислен к лику святых), которому, по преданию, было видение Божией Матери со-->скапулярием, еще более укрепил особое почитание Девы Марии среди К. В 1247 Папа-->Иннокентий IV буллой  Quae honorem conditoris  придал К. статус нищенствующего ордена. Высокую репутацию завоевали в университетских центрах ученые-К., в т.ч. Герард из Болоньи, И. Бэкон, Михаил из Болоньи (в 1380-86 - ген. настоятель ордена), Ф. Неттер и др. При некоторых ун-тах К. организовали специальное 3-летнее обучение монахов; кроме того, в каждой пров. К. были свои центры богосл. обучения. Расцвет ордена пришелся на конец XIII - нач. XIV в., когда в Англии число монастырей К. возросло до 30, а во Франции - до 90. В XIV в. дальнейшему развитию ордена помешали эпидемии чумы, Столетняя война и-->Великая схизма, во время которой произошло разделение ордена на две части, возглавлявшиеся собственными ген. настоятелями и проводившими свои-->капитулы.
В Италии во 2-й пол. XIV в. широкую известность приобрел принадлежавший к Ордену К. Фьезольский еп.-->Андрей Корсини (в 1724 канонизированный). В 1432 произошло офиц. смягчение устава К.: буллой  Romani pontificis  Папы-->Евгения IV были упразднены строгие предписания, касающиеся постов. Попытка преодолеть раскол в ордене была предпринята на ген. капитуле в Болонье (1411); избранный на нем ген. настоятель Джованни Гросси посетил с визитациями почти все пров. ордена.
Ок. 1413 внутри Ордена К. возникло движение, направленное на введение более строгой формы монашества; центром этого движения стал монастырь в Мантуе. В 1442 мантуанская реформа была утверждена Папой Евгением IV; в образовавшуюся автономную конгр. К. вошли 53 монастыря и ок. 700 монахов. В числе знаменитых членов этой конгр. был ее ген. настоятель поэт Б. Спаньоли (-->Баттиста Мантуанский). Мантуанская конгр. К. была упразднена в 1783.
Во Франции попытка реформы была предпринята в Альбианской конгр. (получившей название от монастыря в Альби), учрежденной в 1499 и упраздненной в 1584. В 1514 в монастыре Монтедо ди Пелиа (ок. Генуи) возникла конгр. Масличной горы, утвержденная в 1516 и упраздненная в 1599, после чего ее монастыри были присоединены к ломбардской пров. К.
Последовательная реформа в ордене была проведена ген. настоятелями Иоанном Соретом (1394-1471, беатифицирован в 1866), составившим в 1462 новую монаш. конституцию К. и предписавшим создать в каждой провинции по 2 монастыря с более аскетической формой жизни, Никколо Оде (1481-1562), повысившим в ордене уровень дисциплины и образования, и Джованни Баттиста де Росси (1507-88). Наметившийся в период-->Реформации кризис в ордене, больше всего затронувший нем. провинции К., во 2-й пол. XVI в. сменился тенденцией к внутр. обновлению, чему способствовало претворение в жизнь постановлений-->Тридентского собора (в числе офиц. богословов которого были 14 К.) и, в первую очередь, подвижническая деятельность-->Терезы Авильской и-->Иоанна Креста в Испании, в результате которой сформировалась автономная ветвь К. -  carmelitae discalceati, босые К. (то, что монахи ходили босиком, символизировало возвращение к первоначальным аскетическим идеалам К.), с 1593 ставшая самостоятельным орденом.

БОСЫЕ КАРМЕЛИТЫ  
В 1568 по инициативе Терезы Авильской и Иоанна Креста в Дуруэло (ок. Авилы, Испания) был основан монастырь (в 1570 переведенный в Мансера-де-Абахо) для обеспечения дух. руководства монахиням-кармелиткам мон. Св. Иосифа Авильского, а позднее - и др. монаш. общин, осн. Терезой Авильской. После того как в Испании возникло еще неск. монастырей босых К., Папа-->Григорий XIII посредством бреве  Pia consideratione  (1580) образовал из них автономную монаш. провинцию; в 1581 на капитуле была принята ее монаш. конст. В 1582 босые К. насчитывали уже 300 монахов в 15 мон. Испании. В 1584 босые К. основали монастыри в Италии и в Конго, а в 1585 миссионеры ордена отправились в Мексику. Конгр. босых К. с собственным ген. викарием в 1587 учредил Папа-->Сикст V (бревеCum de statu), ее возглавил Никколо Дориа (1539-94). Папа-->Климент VIII в 1593 преобразовал Конгр. босых К. в самостоятельный орден (булла  Pastoralis officii), а в 1597 дал согласие на основание монастыря в Риме и передал им для этого храм Санта Мария делла Скала. В 1600 из-за разногласий в интерпретации кармелитской реформы орден разделился на 2 независимые конгр.: испанскую (Св. Иосифа), созерцательного характера, и итальянскую (Св. Илии), сочетавшую активную миссион. деятельность с созерцательной духовностью.
Испанская конгр. к кон. XVII в. насчитывала до 4000 монахов и ок. 120 монастырей. В XVIII в. конгрегация пережила внутр. кризис, а в нач. XIX в. ее численность резко уменьшилась в результате антицерк. декретов-->Наполеона I Бонапарта.
Итал. конгр. в 1617 была поделена на 6 пров.; ее монаш. конституция была утверждена в 1631. В 1650 эта конгр. насчитывала 2426 монахов, 149 мон. и 14 пров.; в 1701 - 3855 монахов, 181 мон. и 19 провинций. В 1604 были посланы первые миссионеры-К. в Персию (в 1607 был основан монастырь в Исфахане), а вскоре началась миссион. деятельность в Индии (в 1620 в Гоа), Сирии (в 1627 в Алеппо); в 1631 ими был восстановлен мон. на горе Кармель. В 1620 эта конгр. создала миссион. семинарию Св. Павла в Риме, за два века своего существования подготовившую многих миссионеров, из которых 25 стали епископами. Во 2-й пол. XVIII в. и в XIX в. многие монастыри итал. конгрегации К. в странах Европы были ликвидированы светскими властями. К 1872 конгр. насчитывала 728 монахов.
В 1772-1834 существовала также независимая порт. конгр. К., включавшая монастыри в Португалии, Анголе и Бразилии.
В 1875 итал. и исп. конгр. босых К. были объединены (бреве  Lectissimas Christi turmas  Папы-->Пия IX), что послужило возрождению ордена в Испании, а впоследствии и в странах Лат. Америки. В 1889 орден насчитывал 1443 монаха и 13 провинций. Развитие ордена продолжилось и в XX в., несмотря на репрессивные меры франц. (1901) и исп. (1931) властей и гибель 104 членов ордена в период Гражданской войны в Испании (1936-39).
Новая конст. ордена, изданная в 1928 и приведенная в 1986 в соответствие с постановлениями II Ватиканского собора и новым  Кодексом канонического права, сохраняет приоритет созерцательной жизни, но допускает различные формы апост. деятельности босых К.
Босые К. внесли значительный вклад в развитие-->томизма, который признали своим офиц. учением на капитуле 1590. Так, босые К. из Саламанкской коллегии, издавшие 12-томный труд  Cursus theologicus Salamanticensis, считались лучшими комментаторами соч. св. Фомы Аквинского. В 1926 в Риме орденом была основана Междунар. коллегия (в 1935 получила название Teresianum, с 1945 издает науч. журнал  Ephemerides Carmeliticae), при которой в 1957 учрежден Ин-т дух. жизни. Офиц. печатный орган босых К., существующий с 1956 -  Acta Ordinis Carmelitarum Discalceatorum.
В числе миссионеров-мучеников, принадлежавших к ордену, - блаженные-->Дионисий Рождества Господня и Редемпт Св. Креста, погибшие в 1638 на Суматре.
В 2011 Орден насчитывал ок. 4000 монахов (из них ок. 2700 свящ.) в 82 странах мира
Облачение босых К. состоит из темно-коричневой рясы с поясом, скапулярия и капюшона; в торжественных случаях могут надеваться плащ и капюшон белого цвета.

БОСЫЕ КАРМЕЛИТЫ в ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ  
Первые монастыри босых К. на восточноевроп. землях были основаны в Кракове (1605 и 1617), Люблине (1610), Львове (1613), Каменце-Подольском (1623), Вильно (1626), Бердичеве (1630), Черне (1633) и др. населенных пунктах. В 1617 была учреждена польская провинция босых К., а впоследствии и литовская, к 1767 насчитывавшая 186 монахов. В 1668 основан монастырь в Гродно, в 1708 - в Ковно. Босые К. занимались активной пастырской деятельностью, мн. из них были известными проповедниками (А. Бжехва, А. Кохановский и др.).
В 1880 в монастыре в Черне, относившемся к австро-венг. провинции, был открыт новициат, которым руководил-->Рафаил Калиновский (после возвращения из ссылки в Сибири) канонизирован-->Иоанном Павлом II в 1991). В 1920 была учреждена польская пров. босых К., в которую вошли в т.ч. монастырь в Вильно (1931) и новый монастырь во Львове (1932). В 1945 эта провинция насчитывала 148 монахов. С 1989 босые К. вновь работают в Белоруссии (в 1997 - 4 дух. центра и 10 монахов), с 1991 - на Украине (в Бердичеве и Киеве, где в 1997 находилось 10 монахов). Ныне К. несут также служение в России (в Усолье-Сибирском, Иркутская обл.).

ИСКУССТВО  
Первый монастырь К. с церковью Божией Матери на горе Кармель (возле источника Илии) был построен в раннеготическом стиле. Древнейшие кармелитские монастыри XIII в. в Испании, Германии и на Кипре строились в романском стиле; впоследствии, вплоть до XVI в., преобладала готика. К. предпочитали скромное убранство своих монастырей и храмов; их церкви были, как правило, однонефными; к более масштабным постройкам относится 5-нефный храм К. в Павии (XIV в.). Выдающимися кармелитскими памятниками являются капелла Бранкаччи во флорентийском храме Санта Мария дель Кармине, а также храм Божией Матери (Ла Бруна) XIII в. в Неаполе с иконой Богоматери Кармелитской, помещенной в мраморное-->ретабло. В эпоху барокко было построено много новых храмов К., а в уже существовавших готические интерьеры часто заменялись на барочные.
Среди монахов ордена было немало талантливых художников и скульпторов; самый знаменитый из них - Филиппо-->Липпи, украсивший фресками кафедр. соборы Прато и Сполето и создавший галерею образов Богоматери.
Босые К. приняли в сакральной архитектуре принципы, сформулированные кард.-->Карлом Борромео и заключавшиеся в том, что церк. искусство должно воздействовать на зрителя, дополняя торжественный характер богослужения; фасады храмов следовало делать величественными и украшать скульптурами святых, а внутр. пространство храма должно было быть просторным. Образцовыми храмами босых К. стали рим. храмы Санта Мария делла Витториа, где находится знаменитая скульптурная композиция Дж.Л. Бернини  Экстаз св. Терезы Великой, и Санта Мария делла Скала. Начиная с XVIII в. правила церк. строительства соблюдались в ордене не так строго, как вначале. В XIX в. была предпринята реставрация монастыря на горе Кармель и строительство там новой базилики Божией Матери. В кон. XIX в. были построены неороманские и неоготические храмы К. (в т.ч. во Львове в 1889). Известным художником ордена был мальтийский монах Луиджи Поджи (1873-1958), создавший фрески в базилике Божией Матери на горе Кармель и в храме Св. Стефана в Бет-Гармай.

Лит-ра:  Chodynicki I. Wiadomoжść historyczna o fundacjach klasztorów zakonu karmelitafskiego.  Lwów, 1846; Acta capitulorum generalium Ordinis Fratrum Beatae Virginis de Monte Carmel. R., 1912-34. 2 vol.; WoЄyniak [Giэycki J.M.]. Z przeszłóści karmelitow na Litwie i Rusi. Kr., 1918. 2 t.; Antoine-Marie de la PrОsentation. Le Carmel en France. Toulouse, 1936-39. 7 vol.; Ambrosius a Santa Theresia. Lexicon geographicum historicum omnium fundationum universi Ordinis Carmelitarum // Analecta Ordinis Carmelitarum 22 (1950), 45-144; Peltier H. Histoire du Carmel. P., 1958; Steinmann A.E. Carmel vivant. P., 1963; Santi del Carmelo. R., 1972; Saggi L. // DIP 2, 460-476; Macca V. // Ibid., 521-602; Cicconetti C. La regola del Carmelo. R., 1973; Smet J. The Carmelites. Darrien (Ill.), 1975-85. 4 vol.; La regola del Carmelo oggi. R., 1983; Jantsch J., Butterweck C. Die Regel des Karmel: Geschichte und Gegenwart einer Lebensnorm. Aschaffenburg, 1986; Saggi L. Le origini dei carmelitani scalzi (1567-1593): Storia e storiografia. R., 1986; Velasco BayЧn B. Historia del Carmelo espanol. R., 1990-94. 3 vol.; Ortega GarcТa P. Historia del Carmelo Teresiano. Burgos, 1996; RЧg R. Karmelici: Duch, historia, kultura. Kr., 1997; Moriones I. El Carmelo Teresiano y sus problemas de memoria historica. Vitoria, 1997; Panek B. et al. // EK 8, 804-820, 837-849; AnPont 2004.

И.  Баранов

________________________________

Текст подготовлен на основе:
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
HTTP://www.ecat.francis.ru/K/Karmelitki.html

 
_______________________________________________________________________________________________________

© Босые Кармелитки
Караганда 2013 - 2022
Назад к содержимому | Назад к главному меню