Главное меню:
Орден Босых Кармелитов -
Босые Братья и Монахини
Ордена Пресвятой Девы Марии с Горы Кармель
(Ordo Carmelitanum Discalceatorum - OCD)
Гора Кармель
Братья Пресвятой Девы Марии с Горы Кармель
Тереза Иисуса и Иоанн Креста - Босые Братья и Сёстры Пресвятой Девы Марии с Горы Кармель (Орден Босых Кармелитов - OCD)
- Босые Кармелитки
- Босые Кармелиты
Обильный плод
Герб
________________________________________
Гора Кармель
«Каждый орден принимает свое наименование либо от места, либо от святого» (John Baconthorpe – кармелитский писатель XIVв)
foto: o. Jan Kanty Stasiński, OCD
КАРМЕЛЬ, Кармил (древнеевр. Karmel, hak-Karmel – фруктовый сад, виноградник; греч. Κάρμηλος, Χερμελ; лат. Carmelus, Chermel) – горный массив в Палестине, состоящий из рада холмов, протянувшихся более чем на 30 км северо-запада на юго-восток от Средиземного моря до равнины Дофан.
Своё название Кармель получил по имени самого высокого горного хребта (546 м над уровнем моря). Вдоль горной цепи простираются важные для всей истории Ветхого Завета перевалы Йокнеям, Меггиддон и Ивлеам. Богатая растительгость Кармеля привела к появлению в поэтических текстах Ветхого Завета метафор, основанных на красоте и плодородии этих гор (Песнь 7,6: Голова твоя на тебе, как Кармил.; Ис 35,2: слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; Йер, 50,19: И возвращу Израиля на пажить его, и будет он пастись на Кармиле и Васане…) (
С древних времен Кармель Имел авторитет «святой горы».
Пророк Илия вступил на Кармель в противостояние со жрецами Ваала (1 Цар 18, 21-39). Традиция связала это событие с пиком al-Muhraqa. В то же считается что в западной части горы Кармель имела место сцена с дождем, который Илия умолил, после трех лет засухи (1 Цар 18,40-46). Многие комментаторы Святого Писания видели в облаке Илии объявление Святой Девы, родившей в своём лоне Искупителя мира.
Следует отметить, что даже сегодня, как евреи, так и мусульмане считают Кармель святою горою, как Фавор, Гаризим и Елеонскую гору.
Братья Пресвятой Девы Марии с Горы Кармель
“Возревновал я о Господе Боге Саваофе”
(Zelo zelatus sum pro Domino Deo Exercituum), 1Цар 19,10
В VII - ХII вв. на скалах Кармеля устраивали обители греческие монахи (известно о существовании там монастыря Св. Маргариты).
На исходе ХII в. на западном склоне К. поселилась группа латинских монахов-отшельников, положивших начало Ордену Кармелитов. Центром их жизни была посвященная Деве Марии часовня, существовавшая, согласно историческим свидетельствам, уже в V в. В те времена посвящение часовни какому-либо святому означало посвящение этому святому и себя самого. Около 1210 г. от Патриарха Иерусалима, (св. Альберта Авогадро) община монахов получила Устав, который отражает её жизнь и становится первым документом духовности Кармеля.
Орден Кармелитов не имеет формального основателя, но как своего духовного отца отшельники приняли св. пророка Илию, который в 9 в. до Р.Х. вёл на г. Кармель строгую жизнь покаяния, молитвы и борьбы с идолопоклонством.
В 13 веке, из-за нападений сарацинами на Палестину, многие кармелиты переселились в Европу, где в 15 в. была основана женская отрасль Ордена.
Тереза Иисуса и Иоанн Креста - Босые Братья и Сёстры
Пресвятой Девы Марии с Горы Кармель (Босые Кармелиты – OCD)
XVI век был временем духовного обновления многих монашеских орденов. Реформированные монахи назывались босыми, они ходили босиком либо в бедных сандалиях.
а/Босые кармелиткиВ 1562 г. испанская кармелитка ТЕРЕЗА ДЕ АУМАДА (1515-1582) вместе с несколькими сёстрами и кандидатками решила возвратится к более суровой жизни согласно традиции «отцов с горы Кармель». 24 августа 1562 г. она основала в г. Авила первую обитель босых кармелиток – созерцательный монастырь со строгим затвором.
Её желанием было более радикально посвятить себя Богу ради спасения Церкви, переживающей раскол реформации, а также ради спасения народов, ещё не знающих Христа (это было время открытия Америки и иных материков и народов). Она видела величайшую потребность, чтобы с духовно-материнской заботой окружить молитвой тех, кто «сражается на первой линии фронта»: Папу, священников, богословов и миссионеров.
б/ Босые КармелитыВскоре после основания первого монастыря босых кармелиток, Тереза склонила молодого кармелита, ИОАННА ДЕ ЙЕПЕСА(1542-1591) основать мужскую общину босых кармелитов. Братья должны быть созерцательными как сёстры, а обладая богословской подготовкой, должны быть духовными отцами для сестёр и верных на пути молитвы, а также ревенными апостолами и миссионерами.
28 ноября 1568 по инициативе Терезы Иисуса и Иоанна Креста в Дуруэло (ок. Авилы, Испания) был основан монастырь для обеспечения духовного руководства монахиням-кармелиткам монастыря Св. Иосифа в Авила, а позднее - и других монашеских общин, основанных Терезой Иисуса. После того как в Испании возникло еще несколько монастырей босых Кармелитов, Папа Григорий XIII в 1580 образовал из них автономную монашескую провинцию, а в 1587 Папа Сикст V учредил Конгрегацию Босых Кармелитов с собственным генеральным викарием. В 1593 Папа Климент VIII преобразовал Конграцию Босых Кармелитов в самостоятельный орден.
Обильный Плод
Об истинности пути, на который впервые перешли св. наша Матерь Тереза Иисуса и св. наш Отец Иоанн Креста, свидетельствует множество босых кармелитов и кармелиток: более чем 50 святых и блаженных, мучеников и миссионеров, множество выдающихся священников, епископов и кардиналов.
Среди этих святых есть три Учителя Церкви: Иоанн Креста, провозглашённый также покровителем испано-язычных поэтов, Тереза Иисуса – покровительница Испании и Тереза Младенца Иисуса - покровительница миссий, одна из наиболее известных в мире святых. Кроме того, есть две другие кандидатки в Учители Церкви: св. Тереза Бенедикта Креста (Эдит Штайн, философ, покровительница Европы) и бл. Елизавета Пресвятой Троицы.
В числе миссионеров-мучеников, принадлежавших к ордену - блаженные Дионисий Рождества Господня и Редемпт Св. Креста, погибшие в 1638 на Суматре.
Значительными примерами святости являются также блаженные мученицы из Компьень (жертвы французской революции), арабская монахиня, носящая стигматы, бл. Мария Иисуса Распятого и 20-летняя чилийка – св. Тереза Иисуса из Лос Андес. Среди братьев известен, например, св. Рафаил Калиновский, бывший сосланный в Сибирь, воспитатель польского блаженного, князя Августа Чарторыжского.
Плодом богатой духовности нашего Ордена и его святых стало возникновение в Церкви других харизм. Ок. 10 тысяч братьев и сестёр служат в кармелитских апостольских конгрегациях, и более чем 25 тысяч мирян принадлежат к светскому ордену, группам молитвы, братствам скапулярия и ассоциациям (обществам).
В 2011 Орден насчитывал ок. 4000 монахов (из них ок. 2700 свящ.) в 82 странах мира
и ок. 13000 монахинь в 98 странах мира.
«Я хотела бы возвещать Евангелие одновременно в пяти частях света, вплоть до самых далёких островов».
Это великое желание св. Терезы из Лизьё исполнилось благодаря тому, что она, не покидая затвора, «стала любовью в сердце Церкви, своей Матери»
Современный герб
Босые кармелиты в своей духовности, девизе и гербе обращаются к личности величайшего пророка Ветхого Завета – св. Илии, а также к первым христианским отшельникам с горы Кармель (монахам-кармелитам) в Палестине, живущим у источника Илии, во всецелом препоручении Пресвятой Богородице.
Огненный меч в гербе представляет собой божественное происхождение миссии Илии, «пророка огня». Его слова часто сопровождало воздействие Бога. Они были словно огонь, который очищает, отделяет истину от лжи и творит справедливость. Принимая его как духовного отца, первые кармелиты, подобно ему, чувствовали себя призванными к созерцанию Бога, ко «всецелой принадлежности Ему, к тому, чтобы быть свидетелями Его присутствия и всемогущества, хранителями тайн Божиих, носителями Бога и благовестниками Его любви» (блж.Иоанн Павел II).