Главное меню:
Для членов Кармелитской Семьи Мария, Девственная Матерь Бога и людей является не только образцом для подражания, но и нежной Матерью и Сестрой, Которая - с ними, и на Которую они возлагают надежду. Поэтому св. Тереза Иисуса призывала: «Подражайте Марии и рассматривайте, каким должно быть величие Этой Владычицы и какая польза, иметь Её Покровительницей» (Внутренний Замок, III, 1, 3).
[Иоанн Павел II: «Скапулярий, как знак «завета» с Марией», 2001 г.]
Дар Святого Скапулярия является плодом полного любви и дружбы диалога между Девой Марией и братьями с горы Кармель от самых истоков и на протяжении всей истории Ордена. Пусть соприкосновение с некоторыми фактами этой сложной истории будет для каждого из нас примером жизни в присутствии Марии.
Июль 1251 года. Над Кармелитским Орденом, только что пришедшим в Европу из далёкой Палестины, нависли тёмные тучи угрозы исчезновения. В тринадцатом веке Европа преизобиловала монашескими орденами. И поэтому новые монахи были приняты «немного» негостеприимно.
В основном отданные молитвенной жизни они были признаны малополезными. Папа Иннокентий IV благожелательный к отшельникам, желая сохранить Орден, приспосабливает их Устав к новым, сильно отличающимся от тех, в Святой Земле, условиям жизни. По образу Францисканцев, Августинцев и других монашествующих, придаёт Кармелитам вид нищенствующего ордена. Но и это не помогает. Согласно постановлению IV Латеранского Собора (1215), каждый, кто хочет посвятить себя служению Богу, может сделать это, складывая обеты согласно с одним, из уже утверждённых Церковью, уставов. Для монахов таким уставом был принят Устав святого Бенедикта. Кармелиты не могут согласиться с решением Собора, поскольку их харизма и образ жизни являются совсем отличными от других. Но их Устав ещё не был утверждён и, кажется, что Орден обречён на ликвидацию.
В это трудное время Генералом Ордена был Симон Сток. Много лет он прожил в лесах Англии, один на один с Богом – в молитве, постах и умерщвлениях. Когда встретил братьев с горы Кармель, присоединился к ним. Были одно духом, и всецелой отдачей себя Деве Марии. Теперь Симон ищет спасения для этой своей новой семьи, обращаясь за помощью к правящим в это время Папе и Королю Англии. Но и они оказались бессильны. Наиболее верной была Мария. Да! – Мария! Ведь они – братья Пресвятой Девы Марии с горы Кармель. Братья Марии! Единственные среди монахов, для которых Матерь Господа является Сестрой (этот титул, подтверждённый Церковью, остаётся действительным по сей день в названии и духовности Ордена).
Возвратим к источнику – к горе Кармель.
Красота Кармеля (библ. гора Кармель, Кармил, евр. – «Цветущий Сад») издавна притягивала и возбуждала в человеческих сердцах тоску по истинной, вечной красоте. Некоторые из пустынников жили на Горе уже давно, иные нашли прибежище в то время, когда в других частях Святой Земли увеличивались гонения Мусульманскими Сарацинами, третьи прибыли из Европы – это были рыцари, участники Крестовых походов. Они, оставив железные мечи, избрали духовную борьбу с сатаной и собственной слабостью.
Первым общим делом пустынников было построение на Горе Часовни, посвящённой Пресвятой Деве Марии. Для каждого из них это означало предание себя в руки Богородицы. Форма и внутренний декор Часовни, построенной ок. 450 года, напоминает Вифлеемский сарай с яслями и местом для привязи скота. Немного раньше, в 431 году, Ефесский Собор принял догму о титуле Марии – Богородицы (Theotokos). Перед фактом богословской дискуссии с Несторием, по ошибочному учению которого, Мария – мать Иисуса, как человека, но не Бога, такая Часовня отшельников на Кармеле является своего рода исповеданием веры в Божие Материнство Марии. Радостью для Кармелитов была близость Назарета, городка Святой Семьи, Которая, возможно, неоднократно ступала по тропинкам «Цветущего Сада». Смыслом жизни пустынников было распространение почитания Пречистой Девы. Свои монашеские обеты бедности, послушания и чистоты они приносили Богу и Марии.
Во время усилившихся гонений Сарацинами, монахи европейского происхождения решили вернуться в свои земли. Те же, которые остались, погибли от меча иноверцев, воспевая в честь их Владычицы «Salve Regina».
Удивительным может показаться факт, что пустынники горы Кармель, овеянной славой святого Илии – самого великого из пророков Ветхого Завета, считающегося отцом всех пророков – как бы забывают о нём, образ жития которого они переняли. Но это - не так. Кармелитская традиция гласит, что пророк Илия, живущий девять веков до Христа, увидел в маленьком облаке, появившемся над морем после более чем трёхлетней засухи, предвосхищение Матери Мессии. И, как из неприметного облачка на Израильскую землю излились обильные потоки вод, так через Марию Бог пожелал излить на всех людей обильные потоки благодати. Для Илии этот дождь был делом личной жизни и смерти (3 Цар 18, 41 – 46), для брата Симона, Генерала Ордена, ожидаемый «дождь» благодатей Марии становится делом «жизни и смерти» всей его Кармелитской семьи, Кармелитской харизмы. Современный ему хронист Ордена записал:
«Св. Симон постоянно просил Преславную Богородицу об обогащении Ордена какой-то привилегией, поскольку Орден использует название, посвящённое Ей. И так повторял с горячим благоговением:
«Цветок Кармеля, Плодоносный Виноградник,
Краса Небес, Матерь – Дева, о найизбраннейшая!
Матерь нежная и кроткая, непознавшая мужа,
удели Кармелитам привилегии,
Звезда морская!».
И тогда явилась Пресвятая Дева в окружении Ангелов, держа скапулярий Ордена в своих блаженных ладонях и промолвила такие слова: «Это будет знамением для тебя и для всех Кармелитов. Кто в нём умрёт, не будет страдать от вечного огня». Таким образом, Скапулярий – два соединённых на плечах куска материи, покрывающие спереди и сзади хабит, монашескую рясу, защищая его от загрязнения во время работы, становится знаком особенной опеки и близости Марии для тех, которые его носят.
Видение Симона Стока является переломным моментом в истории Кармеля. Трудности ослабевают, епископы разрешают Кармелитам обосновываться в их епархиях, исполнять таинства, и проповедовать. Наступает расцвет Ордена, хотя дело его канонического утверждения остаётся ещё не завершённым.
Тем временем, братья Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, вместе с Францисканцами становятся распространителями и защитниками тезы о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы. На Востоке этот Праздник признан уже с VII века, на Западе - начинает только появляться и вызывает богословские споры. Знаменитейший среди богословов этого времени, доминиканец св. Фома Аквинский сопротивляется такому почитанию Девы Марии. Отправляется на II Лионский Собор (1274) не только с намерением, между прочими, доказать богословскую ошибочность этого Праздника, но и содействовать ликвидации Ордена слишком смело ведущих себя Кармелитов. Те, которых на протяжении уже двадцати лет охраняет Святой Скапулярий Богородицы, снова просят Её о заступничестве. Всё остаётся тайной, но великий богослов не достигает Собора, умирая в пути. Решение Собора ликвидировало много малых орденов, за исключением Кармелитов и Августинцев, которым разрешено существовать до принятия окончательного решения Святым Престолом. Это совершилось в 1289 г. Папой Бонифацием VIII. Вновь Мария явила Кармелитам Свою Материнскую опеку.
Через семьдесят лет после получения Орденом Святого Скапулярия, Папе Иоанну XXII является Пресвятая Дева Мария и обещает ему личную опеку взамен на его помощь Кармелитскому Ордену, а каждому, носящему достойно Святой Кармелитский Скапулярий – в первую субботу после его смерти, лично снизойти в чистилище, чтобы освободить от страданий (Субботняя Булла, 13 марта 1322 года).
С XIV века Кармелиты, в доказательство благодарности за дар Скапулярия и связанные с ним привилегии и благодати, празднуют торжественное воспоминание Пресвятой Девы Марии с горы Кармель. День торжествования установлен на 16 июля - предположительный день явления Богородицы св. Симону Стоку.
Благодаря распространению почитания Святого Скапулярия, как пишет Папа Иоанн Павел II в своём послании, богатое Марийно наследие Кармеля становится сокровищем всей Церкви.
***
КОРОТКОСкапулярий для всех верных представляет собой два маленьких кусочка коричневой материи (цвет Кармелитского хабита), скреплённых тесьмой. Часть, ниспадающая на спину, символизирует, что труды, испытания и кресты мы должны переносить под опекой Марии и в подчинении, подобно Ей, Божьей Воле. Вторая часть Скапуляриия ниспадает на грудь, где бьётся сердце, мотор жизни. И Скапулярий, таким образом, напоминает, что оно должно биться для Бога и ближних. Этим сердцем мы должны любить Бога и братьев. Это сердце должны мы оторвать от всего бренного и, посредничеством Марии, устремить его к благам вечным.
2. Мария сказала Симону Стоку, что «Скапулярий является знаком спасения» и что «умирающий в нём, будет избавлен от адского огня». Однако это не означает, что ношение Скапулярия механически гарантирует спасение. Это знак «постоянной опеки Пресвятой Девы не только на протяжении жизни, но и в момент перехода к полноте вечной славы; и это тоже знак, напоминающий нам о наших христианских обязанностях, то есть поведения, опирающегося на молитве и развитии внутренней жизни через частое приобщение к Святым Таинствам и конкретные дела милосердия, касающиеся души и тела» (из послания Папы «Скапулярий, как знак «завета» с Марией»).
3. Со Скапулярием связана ещё «Субботняя привилегия», согласно которой, достойно носящий Скапулярий, в первую субботу после своей смерти, будет освобождён Пресвятой Девой Марией из чистилища, если: